|
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ «НАША НОВАЯ ШКОЛА 2015»
Название программы |
« Наша новая школа 2015» |
Основание для разработки программы развития |
Закон РФ «Об образовании», Концепция модернизации российского образования,
Национальная образовательная инициатива
« НОВАЯ ШКОЛА» |
Заказчик программы |
Социум |
Исполнители программы |
Администрация школы, педагогический коллектив, родительская общественность |
Сроки реализации программы |
2011-2015 годы |
Финансовое обеспечение программы |
Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: местный бюджет и дополнительные привлеченные средства (спонсорские средства, доходы от дополнительных образовательных услуг, добровольные пожертвования) |
Профессиональный состав участников проекта программы, их численность |
Директор школы
Заместитель директора по УВР
Заместитель директора по ВР
Учитель информатики |
Управление программой |
Для управления и реализацией программы развития создается научно-методический совет школы. |
Система организации контроля за выполнением программы |
Администрация ежегодно отчитывается о выполнении программы перед родителями, педагогическим коллективом. |
Адрес организации, где выполняется программа |
352415, Краснодарский край, Курганинский район,
п. Первомайский, ул. Школьная 1.
Телефон: 66-8-48
e-mail: school30@kurgan.kubannet.ru
школьный сайт:
www. pervormav30. narod. ru |
Актуальность
Актуальность темы проекта обусловлена новыми требованиями, изложенными в Проекте «Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА», Программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2010-2015 гг.»
Главная задача сегодняшней школы – противостоять деградации общественной жизни, пробудить у молодого поколения чувство взаимопонимания, доверия, сотрудничества. Школа призвана воспитать инициативную личность, способную творчески мыслить и находить нестандартные решения, следовательно, ключевой характеристикой школьного образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Современная школа должна удовлетворить заказ государства и выйти на новое качество образования. Под новым качеством образования понимается достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые позволят им быть успешными в получении профессионального образования и, в дальнейшем, - востребованными на рынке труда, умеющими решать моральные проблемы межличностного и социального общения.
Цель:
разработать эффективную модель управления реализацией программы развития «Наша новая школа 2015», основанной на современных подходах и опыте собственной практики проектирования педагогических изменений в управлении школой.
Для реализации проекта управления реализацией программы развития в школе имеются следующие предпосылки:
- в школе сложился работоспособный коллектив с высоким показателем профессионального уровня учителей (82% педагогов имеют первую квалификационную категорию),
- большинство педагогов школы способны работать в команде, принимать самостоятельные решения, мобильно перестраиваться, ставить и решать новые профессиональные задачи, самостоятельно изучать и внедрять профессиональные новшества;
- имеется положительный опыт реализации образовательных проектов;
- усиливается интерес родителей и общественности к изменениям, происходящим в школе.
Гипотеза исследования: управление программой будет эффективным и адекватным целям и задачам программы развития, если:
1) оно строится на основе системной, структурно-функциональной модели, обеспечивающей воздействие на все подсистемы управленческого объекта и способствующей его устойчивому инновационному функционированию и развитию;
2) создаются новые организационные структуры управления, обладающие развитой горизонтальной координацией и выполняющие новые управленческие функции;
3) перестройка управляющей системы опережает перестройку учебно-воспитательного процесса и структуры объекта управления.
Объект проекта - процесс управления функционированием и развитием школы.
Предмет проекта - новые организационные структуры и функции управления развивающимися общеобразовательным учреждением.
Задачи проекта:
- Совершенствование структуры управления школой.
- Внедрение новых технологий управления образовательным процессом в целях повышения престижа качества образования в школе
Используемые методы проекта:
теоретический анализ социально-философской и психолого-педагогической литературы по теме проекта; изучение документов по вопросам образования; изучение передового опыта управления образовательными учреждениями; моделирование процесса управления школой; наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование; педагогический эксперимент; методы статистической обработки полученной информации, мониторинг качества управления программой развития школы.
Принципы управления программой развития «Наша новая школа 2015»:
- профессионализм руководящих работников школы (проявляется в умении работать в команде, в наличии правильных устремлений, целей, реальном владении технологиями управленческой деятельности, знании педагогических инноваций);
- мотивационность управления, предполагающая соответствие сформулированных целей ценностным ориентациям членов школьного коллектива, эффективное сотрудничество руководителей с участниками образовательного процесса и общественностью, возможность творческой самостоятельности в достижении поставленных целей;
- демократический стиль руководства и контроля;
- принцип ценностного взгляда на человека: учитель для директора – личность со всеми её потребностями, целями, переживаниями в процессе педагогической деятельности;
- принцип сотрудничества;
- принцип социальной справедливости;
- самостоятельность при принятии управленческих решений.
Средствами оценивания результатов проекта будут:
- анкеты для участвующих в реализации проекта,
- контрольно-измерительные материалы,
Обоснование проекта Инновационные процессы в школе требуют и новых подходов к управлению этими процессами. Наука управления – наука здравого смысла. В управлении все должно быть обосновано и осознано. Управление мы строим на глубоком, всестороннем анализе и прогнозе. В анализе вскрываем причинно – следственные связи: причины рассогласований между прогнозом и результатом, условия, приведшие к планируемым результатам.
Прогнозирование, планирование результатов строим на исследовании ресурсов, т.е. возможностей, условий для достижения результата.
В течение последних лет образовательная деятельность анализируется и планируется не только администрацией школы, но и руководителями МО, учителями, учитываются интересы, творческие планы всего коллектива, таким образом, члены педколлектива становятся союзниками, а не противниками нововведений, ведь они сами планируют, прогнозируют, сами добиваются успеха.
В целях реализации программы развития учитывается сложившееся социально-педагогическое пространство школы, осуществляется социальное партнёрство с учреждениями и организациями района и села. Приспособление школы к ситуации во внешней среде носит активный характер. Решена управленческая задача расширения пространства социального партнерства, развития различных форм взаимодействия его субъектов в целях развития личности учащихся.
Нововведением в школе является ученическое самоуправление на основе программы « Развития школьного самоуправления», управляет «школьным кораблём» Совет лидеров от учащихся 5-11 классов.
Модель ученического самоуправления представлена ниже
Руководитель Совета лидеров представляет интересы учащихся на заседаниях Совета школы, членом которого он является. Такая система ученического самоуправления позволяет изучить и удовлетворить потребности и интересы всех школьников, учесть их мнение в принятии решений.
Расширяются функции общественного управления школой (попечительский Совет школы). Активизирована общественная составляющая в управлении школой, развита активность педагогов, родителей и учащихся в управлении школой, развиты механизмы самоуправления школой
Отлажена система непрерывного образования и повышения профессионализма педагогов и управленческой команды школы через самообразование, регулярную курсовую подготовку в ККИДППО, используются разнообразные формы курсовой переподготовки, руководители методических объединений выступают с творческими отчётами. Осуществляется командный подход к проведению основных мероприятий школы и представление школы на районном уровне.
Изменились подходы к содержанию, формам и методам педагогической деятельности:
- эффективно используются современные образовательные технологии: метод проектов, проблемно-диалогический метод;
- использование ИКТ в образовательном процессе;
- своевременно оказывается помощь и педагогическая поддержка учащимся, испытывающим трудности в обучении.
Относительной новизной является переход от работы по планам к работе по программам, т.к. программа позволяет видеть перспективу, прослеживать поэтапно решение поставленных задач. В рамках реализации программного развития школы могут быть реализованы такие программы и проекты:
«Благоустройство» - оформление школы, облагораживание территории школы.
«Книга – наш лучший друг» - для пополнения художественного фонда школьной библиотеки;
«Что нам стоит о себе рассказать?!» - ежемесячный выпуск школьной газеты;
« По тропинкам боевой славы» - создание Летописи о старожилах и целинниках поселка, сбор материалов о ВВО на Кубани;
«Информатизация образовательного процесса».
Управленческую систему школы можно представить в следующей схеме:
Каждый уровень управленческой модели, представленной на схеме, предполагает внедрение кооперации и сотрудничества, уход от авторитарного подхода в образовании, создание атмосферы, поддерживающей уверенность в себе всех участников образовательного процесса, повышающую ответственность и развивающую их творческое начало.
Для развития системы управления школой используются инновационные управленческие технологии.
Характеристика технологий управления программой развития «Наша новая школа 2015»:
Технологии |
Философско-педагогический замысел и ведущие цели |
Подходы |
Принципы |
Доминирующие методы управления |
Результаты управления |
Информацион-
ные, проектные |
Открытость социума, инновационные приоритеты |
Деятельностный, рефлексивный, логико-дидактический,
компетентностный, комплексный |
Гуманизация, общение с информационной средой, альтернативность |
Моделирова
ние, метод системного анализа, модель целенаправленного действия |
Усиление адресности, изменение структуры взаимосвязей и взаимозависимостей между субъектами управления |
Управление проектное |
Самосохранение путём разрешения внутренних и внешних противоречий |
Личностный, интегративный, ресурсный, практико-ориентированный |
Созидательность, целесообразность, природосообраз - ность, региональность |
Совместное проживание жизненной ситуации,
педагогический консилиум |
Изменение факторных нагрузок, явных и скрытых |
Моделирование |
Скоординирован -ность всех элементов системы |
Целостный, личностно-ориентированный, интегративный |
Креативность, динамичность, фундаменталь-ность
|
Метод целостного подхода, эксперимент, метод свободного диалога |
Саморазвитие индивидуальности в единстве с самовоспитанием личности |
Технология социального партнёрства |
Воздействие и взаимодействие общих функций управления на всю программу развития и качества конечного результата |
Системный, компетентностный, бинарный, культурологический |
Универсальность, преемственность, социальность |
Прогнозирование, метод публичного выступления |
Формирова- ние профессио-нальной компетенции учителя |
Технологии управления по конечным результатам |
Самоопределение |
Интегративный, системный, Социокультурный |
Необходимость, достаточность, полнота, качество |
Системный анализ, наблюдение, изучение документации |
Изучение, обобщение, распростране-ние опыта; управление качеством образования |
Усилия администрации направлены на:
- обеспечение выполнения государственных образовательных стандартов;
- поощрение инициативы работников школы, стимулирование роста творческой активности педагогов;
- создание развивающей среды общения;
- создание разнообразных условий для развития личностного потенциала ученика, поддержание в школе творческой среды;
- систему стимулирования и выявления достижений одарённых детей;
- развитие школьной инфраструктуры;
- обеспечение здоровьесбережения учащихся школы;
- обеспечение безопасных и комфортных условий образовательного процесса
-
В школе реализуются следующие программы и проекты:
1. Комплексная программа « Здоровье»
2. Программа патриотического воспитания « Мы – дети России»
3. Программа «Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании».
8. Программа развития школьного ученического самоуправления.
Критерии и параметры управления программой развития
Эффективность результатов реализации программы развития «Наша новая школа 2015» предполагается отследить по:
- положительной динамике качества обученности и сохранению учащихся в школе;
- развитию исследовательских, проектных умений учащихся;
- росту включенности учащихся в образовательный процесс в результате поддержки и сопровождения;
- росту включенности родителей в образовательный процесс школы;
- увеличению количества учителей и учащихся, работающих по индивидуальным образовательным программам;
- увеличению количества классов, работающих по инновационным технологиям;
- увеличению количества учащихся, выполняющих учебные задания на творческом уровне, участвующих в районных, региональных и федеральных олимпиадах, конкурсах и проектах;
- увеличению участников социально-значимой и учебной проектной деятельности;
- развитию организаторских и исполнительских умений учащихся, проявляющихся в коллективных творческих делах класса, школы;
10) повышению активности педагогов в научно-методических мероприятиях, творческих конкурсах, проектах района и края;
11) стабильности и улучшению физического и психического здоровья учащихся.
12) увеличению количества участников образовательного процесса, удовлетворённых жизнедеятельностью в школе;
13) улучшению материально-технической базы школы;
14) созданию уникального образа каждого кабинета и школы в целом.
Этапы проекта
Этапы |
Цели |
Содержание деятельности |
Результат |
1. Подготовительный
2010-2011 |
Теоретическая и практическая подготовка к реализации проекта. |
Осмысление выявленных проблем и поиск путей их решения.
Разработка программы реализации целей и задач работы школы в рамках программы « Наша новая школа 2015» |
-Мобилизация действий всего административного коллектива школы, руководителей творческих групп
- Готовность к реализации проекта. |
2. Основной
2011-2014 |
Реализация проекта |
Внедрение новых образовательных технологий, конструирование и внедрение современного управления новой школой. |
Создана и развивается единая автоматизированная система управления. |
3. Рефлексивно-обобщающий
2014-2015 |
Анализ функционирования управленческой системы, описание форм работы, применяемых технологий. |
-мероприятия по анализу;
-проведение семинаров; |
Обобщение и распространение опыта |
Ключевые направления развития программы
«Наша новая школа 2015».
Обновление образовательных стандартов
- Внедрение трех групп требований: к структуре образовательных программ, к условиям реализации образовательных программ, к результатам их освоения
- Компетентностный подход
- Индивидуализация
- Использование проектных, исследовательских форм
- Рост значения внеаудиторной занятости учащихся
- Адекватные инструменты оценки достижений
Система поддержки талантливых детей
- Общая среда для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят
- Расширение системы олимпиад и конкурсов школьников
- Развитие дополнительного образования
- Развитие системы ученических конференций и семинаров
- Заочные и очно-заочные школы для старших школьников, позволяющие независимо от места проживания осваивать программы профильного обучения по самым различным направлениям.
- Отработка механизмов учета индивидуальных достижений обучающихся (ученическое портфолио) при приеме в ВУЗы.
Развитие учительского потенциала
- Система моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации
- Механизмы пополнения школ новым поколениям учителей, в том числе не обязательно с педагогическим образованием
- Модернизация повышения квалификации
- Развитие сетевого взаимодействия учителей
- Модернизация системы педагогического образования (возрастание роли психолого-педагогической подготовки, ИКТ – подготовки).
- Новая система аттестации педагогических и управленческих (включая новые квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей).
- Достойное пенсионное обеспечение (негосударственные пенсионные системы обеспечения учителей, привлечение «пенсионеров» в качестве воспитателей, организаторов самостоятельной и внеклассной работы).
Здоровье школьника
- Обновление санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
- Качественная организация сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников
- Новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса
- Переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников
- Общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий
Современная школьная инфраструктура
- Расширение самостоятельности образовательных учреждений (новые организационно-правовые формы деятельности образовательных учреждений – АУ).
- Развитие деятельности школьных советов, обеспечивающих заинтересованное участие родителей и местного сообщества в управлении образовательными учреждениями
- Развитие взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы
«Новая школа» ЭТО
- с лёгкостью и непринуждённостью решать любые ситуации;
- понимание законов жизненного взаимодействия и обратной связи
- создание вокруг себя атмосферы радости, любви, комфорта и уюта;
- принятие и раскрытие своего истинного и неповторимого «я»;
- избавление от комплексов, страхов, обид, сомнений и неуверенностей;
- налаживание дружеских сотруднических отношений с самим собой и окружающими;
- умение определять свои цели, мечты, желания и тут же понимать, как их реализовывать;
- использовать свои сильные качества для достижения результатов, а слабые превращать в сильные;
- достойная самооценка.
План мероприятий по реализации программы развития « Наша новая школа 2015»
в 2010- 2011 учебном году
Направле
ние |
Проводимая работа |
Срок |
Ответственные |
Развитие учительского потенциала |
I. Организация работы по повышению педагогического мастерства
1. Контроль программно- методического
обеспечения учебно-воспитательного
процесса в рамках инновационной и
экспериментальной работы.
2.Проблемные семинары для учителей,
участвующих в инновационной работе.
3. Курсовая подготовка преподавателей.
4. Работа по повышению уровня подготовки учителей в областиИКТ.
II. Организация работы семинара
« Критерии успешности современного учителя» |
В течение года
Декабрь |
Администрация МС |
Здоровье
школьника |
I. Введение 3 часа физической культуры в 1-9 классах
Организация обучения первоклассников согласно требованиям СанПина
II. Установка АПС, оборудование душевых комнат
III. Проведение акции « Уроки для детей и их родителей» в рамках реализация комплексной программы « Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании».
Проведение классных часов, бесед, диспутов.
III. Проведение дней Здоровья.
IV. Проведение спортивных соревнований совместно с учащимися и их родителями, товарищеских встреч с учащимися других школ, участие во Всекубанской Спартакиаде. |
Август
В течение года
1 раз в четверть
В течение года |
Администрация, классные руководители |
Обновление образовательных стандартов |
I Педсовет по теме: « Стимулирование творческой активности учащихся на уроке и во внеурочное время».
( Мультимедийная презентация по теме, творческая работа учителей)
II. Организация работы семинара
« Развитие творческой личности ученика в условиях современной школы.
Преподавание элективных курсов в условиях профилизации образования»
|
Сентябрь
Март |
Зам.директора по УВР |
Система
поддержки талантливых детей |
I. Организация и проведение школьного этапа предметных олимпиад, подготовка учащихся- победителей к олимпиаде муниципального уровня.
II. Проведение предметных недель.
III. Внеклассная работа по предметам. |
Октябрь, ноябрь
В течение года |
Зам. директора по УВР, руководители ШМО |
Современная
школьная
инфраструктура |
I.День открытых дверей.
II. Взаимодействие школы с учреждениями культуры, со специалистами ОПДН, со специалистами служб здравоохранения, со специалистами центра « Альтернатива», со специалистами центра диагностики и консультирования г. Курганинска |
Февраль
В течение года |
МС, педсовет, МО |
Аналитическая
работа |
Предварительные итоги работы школы по программе развития |
Май |
МС, педсовет, администрация |
Совещание с учителями, работающими в режиме инновационной работы по подготовке материалов за год. |
май |
Зам.директора по УВР |
Для достижения результатов
в ходе выполнения Программы развития « Наша новая школа 2015» необходимы:
- Повышение квалификации кадров в области процесса управления функционированием и развитием школы
- Укомплектованность педагогическими кадрами.
- Полное укомплектование методической, справочной и научно - популярной литературой.
- Усовершенствование материально—технической базы школы.
- Изменение режимных моментов работы школы.
- Совершенствование воспитательной работы, ориентированной на развитие творческого потенциала обучающихся, на социализацию выпускников школы, их готовность легко адаптироваться к реалиям современной жизни.
Контроль за реализацией программы:
- Ежегодный анализ со стороны администрации (промежуточный)
- По окончании -полный отчет с описанием методических и технологических находок.
КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ:
- администрация школы
- методический совет школы
- учителя, готовые работать в инновационном режиме
|
|